Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа

Диалог взрослых в детском саду

Общение – основной профессиональный инструмент педагога. В повседневной работе мы постоянно общаемся: с детьми, родителями, друг с другом. Для того чтобы наш диалог с собеседником был эффективен, необходимо придерживаться определённых правил ведения этого диалога.

Первое и самое важное правило диалога - проявлять внимание к собеседнику, а это значит: быть спокойным, уверен­ным; выражать интерес; быть от­крытым для восприятия, изучать, наблю­дать.

Общение - важнейший навык, необхо­димый любому человеку, а тем более педа­гогу. С точки зрения психологии, общение – это сложный процесс, который включает в себя три стороны:

  1. Коммуникацию – т.е. обмен информацией.
  2. Взаимодействие – т.е. влияние партнёров по общению друг на друга, обмен действиями (кооперация, конкуренция, конфликт).
  3. Восприятие и понимание друг друга. Т.е. в процессе общения у нас формируется  образ друго­го человека, мы пытаемся распознать по внешне­му виду и поступкам его психическое со­стояние, а также определить, что влияет на успех общения с ним.

    Например, человек, который превосходит нас по определенному параметру, оценивается нами гораздо выше и по остальным параметрам.

    Влияние привлекательности партнёра - ошибка в восприятии – перенос внешней привлекательности на привлекательность психологическую и социальную.

    Людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют наши идеи, взгляды, мы оцениваем выше и по другим параметрам.

    Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в различных ситуаци­ях профессионального общения с родите­лями - важное условие успешного взаимодейст­вия, сотрудничества. Педагог должен общаться так, чтобы показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышлен­ников, а это возможно, только если вы:

  • постоянно стремитесь к познанию но­вого;
  • читаете не только газеты, но и произ­ведения классической литературы (как в школе, только с удовольствием: делаете это для себя, а не ради оценки учителя);
  • посещаете курсы по интересам (хоро­вое пение, вышивание, шитье, живопись, танцы), делаете все то, что разнообразит вашу жизнь, дарит новых друзей и новые контакты;
  • ходите в театры и на концерты;
  • знакомитесь с новыми людьми, не ог­раничивая себя старыми связями;
  • принимаете людей такими, какие они есть: если вы доброжелательны, то и к вам будут относиться лучше;
  • проявляете искренний интерес и вни­мание к людям;
  • используете любую возможность, что­бы сказать человеку приятное.

    Самое главное, никогда не осуждайте себя. Все, что вы делаете, хорошо. Даже ес­ли вы совершаете ошибку, ни в коем слу­чае не ругайте себя. Старай­тесь найти положительный момент даже в своих ошибках.

    Используйте самоодобрение. Не позво­ляйте самокритике и беспокойству терзать вашу душу! Даже в случае незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря: «Я сделала это!», «Я смогла!», «У меня по­лучилось!». Найдите возможность хвалить себя в тече­ние дня не менее 7 раз. «Сегодня я не обра­щаю внимания на пустяки», «Я уверена в себе», «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...».

    Всегда обращайтесь к себе доброжела­тельно. Говорите о себе только хоро­шее. Такие простые слова, как «умница моя», «я всегда все делаю хорошо», могут создать в вашем сознании совершенно новую установ­ку, которая будет работать на вас на всех уровнях. Ваша новая уверенность в себе по­может вам внушить эту веру окружающим, и они будут воспринимать вас как сильного, уверенного в себе человека. Прислушивай­тесь к словам, которые вы говорите о себе, исключая из своего лексикона все слова, унижающие вас, и даже шутливые высказы­вания типа: «Какая же я глупая!», «Что я на­делала!» и т.п. В случае ошибки говорите се­бе: «Все отлично. Это уже в прошлом. Теперь я знаю, как этого избежать. Как можно ис­править сложившуюся ситуацию».

    Практические способы снять отрицательные эмоции

  • Набрать в стакан воды и медленно, со­средоточенно ее выпить.
  • Посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны.
  • Слегка помассировать кончик мизинца.
  • Заняться физическим трудом (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры) или спортом.
  • То громко, то тихо спеть любимую песню,
  • Принять контрастный душ.

    Хотим мы того или нет, но все обиды, нанесенные нам другими людьми, прочно оседают в подсознании и ограничивают наши действия. Как бы ни было сложно поначалу, учитесь спокойно реагировать на все конфликты. Принимайте каждого скандалиста как тре­нера для вашей духовной подготовки, и вы увидите, что количество конфликтов сокра­тится само собой.

    Самое главное - запомните, прочувст­вуйте и применяйте один важный метафи­зический закон: все, о чем мы думаем и го­ворим, множится и растет, а то, что мы ли­шаем своего внимания, съеживается, блекнет и исчезает!

    В течение недели попробуйте изменить реакцию на слова собеседников. Относитесь ко всему происходящему с позиции спокой­ного, уверенного в себе человека, знающего, мудрого, приятного в общении. Например, в один день ключевой вашей фразой пусть бу­дет: «Все пройдет, пройдет и это!», в другой - «Мир полон неожиданностей!», в третий - «Жизнь - прекрасная штука!» и т.п. Вскоре вы почувствуете новые ощущения и сможе­те, изменяя мир своих мыслей, изменить от­ношение окружающих к вам.

     

     

     

    Тест

    Самооценка затруднений в общении с родителями

    Цель. Выявить наличие или отсутствие затруднений у педагога в общении с родите­лями.

    Инструкция. Вам предлагаются сужде­ния, касающиеся общения с родителями в дошкольном учреждении. Если вы соглас­ны с суждением, поставьте ответ «да», если не согласны - ответ «нет».

  1. Регулярно знакомлю родителей с орга­низацией, содержанием воспитания и обуче­ния детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
  2. В общении с родителями нахожу инди­видуальный подход, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.
  3. Владею умением эмоционально поддер­живать уверенность родителей в собствен­ных педагогических силах. Да. Нет.
  4. Умею посмотреть на ситуацию взаимо­действия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.
  5. Владею техникой диалогического (безо­ценочного) общения. Да. Нет.
  6. Проявляю достаточную гибкость в кон­фликтных и затруднительных ситуациях об­щения с родителями. Да. Нет.
  7. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
  8. Владею способами общения с родитель­ской аудиторией, умением вовлечь родите­лей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
  9. Владею методами изучения опыта се­мейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в ин­дивидуальном (и дифференцированном) об­щении с родителями. Да. Нет.
  10. Удается объединять родителей при решении  различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

    Ключ к тесту

    Суждения распределяются по двум группам.

    1. Гибкость стиля общения; умение сопере­живать родителям (суждения № 2, 3,4, 6, 7).

    2. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения № 1, 5,8,9,10).

    Подсчитайте количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Два ответа «нет» и более являются основанием выявленных за­труднений, а именно: в гибкости вашего стиля общения и умении сопереживать родителям или в умении использовать активные формы и методы общения с родителями. Обведенные кружком ответы также могут рассматриваться как скрытый запрос о помощи.

     

    Литература:

    Журнал «Дошкольное воспитание». – 2011, №№7,8

...
Block content


Copyright MyCorp © 2024