Диалог взрослых в детском саду
Общение – основной профессиональный инструмент педагога. В повседневной работе мы постоянно общаемся: с детьми, родителями, друг с другом. Для того чтобы наш диалог с собеседником был эффективен, необходимо придерживаться определённых правил ведения этого диалога.
Первое и самое важное правило диалога - проявлять внимание к собеседнику, а это значит: быть спокойным, уверенным; выражать интерес; быть открытым для восприятия, изучать, наблюдать.
Общение - важнейший навык, необходимый любому человеку, а тем более педагогу. С точки зрения психологии, общение – это сложный процесс, который включает в себя три стороны:
- Коммуникацию – т.е. обмен информацией.
- Взаимодействие – т.е. влияние партнёров по общению друг на друга, обмен действиями (кооперация, конкуренция, конфликт).
- Восприятие и понимание друг друга. Т.е. в процессе общения у нас формируется образ другого человека, мы пытаемся распознать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определить, что влияет на успех общения с ним.
Например, человек, который превосходит нас по определенному параметру, оценивается нами гораздо выше и по остальным параметрам.
Влияние привлекательности партнёра - ошибка в восприятии – перенос внешней привлекательности на привлекательность психологическую и социальную.
Людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют наши идеи, взгляды, мы оцениваем выше и по другим параметрам.
Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в различных ситуациях профессионального общения с родителями - важное условие успешного взаимодействия, сотрудничества. Педагог должен общаться так, чтобы показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышленников, а это возможно, только если вы:
- постоянно стремитесь к познанию нового;
- читаете не только газеты, но и произведения классической литературы (как в школе, только с удовольствием: делаете это для себя, а не ради оценки учителя);
- посещаете курсы по интересам (хоровое пение, вышивание, шитье, живопись, танцы), делаете все то, что разнообразит вашу жизнь, дарит новых друзей и новые контакты;
- ходите в театры и на концерты;
- знакомитесь с новыми людьми, не ограничивая себя старыми связями;
- принимаете людей такими, какие они есть: если вы доброжелательны, то и к вам будут относиться лучше;
- проявляете искренний интерес и внимание к людям;
- используете любую возможность, чтобы сказать человеку приятное.
Самое главное, никогда не осуждайте себя. Все, что вы делаете, хорошо. Даже если вы совершаете ошибку, ни в коем случае не ругайте себя. Старайтесь найти положительный момент даже в своих ошибках.
Используйте самоодобрение. Не позволяйте самокритике и беспокойству терзать вашу душу! Даже в случае незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря: «Я сделала это!», «Я смогла!», «У меня получилось!». Найдите возможность хвалить себя в течение дня не менее 7 раз. «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я уверена в себе», «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...».
Всегда обращайтесь к себе доброжелательно. Говорите о себе только хорошее. Такие простые слова, как «умница моя», «я всегда все делаю хорошо», могут создать в вашем сознании совершенно новую установку, которая будет работать на вас на всех уровнях. Ваша новая уверенность в себе поможет вам внушить эту веру окружающим, и они будут воспринимать вас как сильного, уверенного в себе человека. Прислушивайтесь к словам, которые вы говорите о себе, исключая из своего лексикона все слова, унижающие вас, и даже шутливые высказывания типа: «Какая же я глупая!», «Что я наделала!» и т.п. В случае ошибки говорите себе: «Все отлично. Это уже в прошлом. Теперь я знаю, как этого избежать. Как можно исправить сложившуюся ситуацию».
Практические способы снять отрицательные эмоции
- Набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить.
- Посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны.
- Слегка помассировать кончик мизинца.
- Заняться физическим трудом (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры) или спортом.
- То громко, то тихо спеть любимую песню,
- Принять контрастный душ.
Хотим мы того или нет, но все обиды, нанесенные нам другими людьми, прочно оседают в подсознании и ограничивают наши действия. Как бы ни было сложно поначалу, учитесь спокойно реагировать на все конфликты. Принимайте каждого скандалиста как тренера для вашей духовной подготовки, и вы увидите, что количество конфликтов сократится само собой.
Самое главное - запомните, прочувствуйте и применяйте один важный метафизический закон: все, о чем мы думаем и говорим, множится и растет, а то, что мы лишаем своего внимания, съеживается, блекнет и исчезает!
В течение недели попробуйте изменить реакцию на слова собеседников. Относитесь ко всему происходящему с позиции спокойного, уверенного в себе человека, знающего, мудрого, приятного в общении. Например, в один день ключевой вашей фразой пусть будет: «Все пройдет, пройдет и это!», в другой - «Мир полон неожиданностей!», в третий - «Жизнь - прекрасная штука!» и т.п. Вскоре вы почувствуете новые ощущения и сможете, изменяя мир своих мыслей, изменить отношение окружающих к вам.
Тест
Самооценка затруднений в общении с родителями
Цель. Выявить наличие или отсутствие затруднений у педагога в общении с родителями.
Инструкция. Вам предлагаются суждения, касающиеся общения с родителями в дошкольном учреждении. Если вы согласны с суждением, поставьте ответ «да», если не согласны - ответ «нет».
- Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
- В общении с родителями нахожу индивидуальный подход, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.
- Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.
- Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.
- Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.
- Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
- Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
- Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
- Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
- Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
Ключ к тесту
Суждения распределяются по двум группам.
1. Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения № 2, 3,4, 6, 7).
2. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения № 1, 5,8,9,10).
Подсчитайте количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Два ответа «нет» и более являются основанием выявленных затруднений, а именно: в гибкости вашего стиля общения и умении сопереживать родителям или в умении использовать активные формы и методы общения с родителями. Обведенные кружком ответы также могут рассматриваться как скрытый запрос о помощи.
Литература:
Журнал «Дошкольное воспитание». – 2011, №№7,8