Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа

Гиперактивность как психологический диагноз

Гиперактивный ребёнок независимо от ситуации: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные  просьбы, ни уговоры, ни даже подкуп. Он просто не может остановиться.

Есть такой научный термин – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Существуют три проявления этого синдрома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

 

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (признаки)

Невнимательность

Гиперактивность

Импульсивность

- Ребёнок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего при выполнении любых заданий в детском саду допускает ошибки.

- Не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.

- Не умеет доводить выполняемую работу до конца. Кажется, что таким образом ребёнок высказывает протест, потому что ему не нравится эта работа. Но на самом деле ребёнок просто не в состоянии усвоить правила работы,  предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.

- Испытывает огромные трудности в организации своей деятельности, избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.

- Часто  теряет вещи, предметы, никогда не может найти, например, свою шапку, хотя до этого мама всё собрала и сложила в одном месте; легко отвлекается на посторонние стимулы, постоянно всё забывает.

- Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно; часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, постоянно оборачивается; не может долго усидеть на месте, без разрешения вскакивает, ходит по группе.

- Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели: он бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть.

- Не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым, часто бывает болтливым.

 

 

 

 

 

- Ребёнок часто отвечает на вопросы, не дослушав их до конца, не задумываясь, часто просто выкрикивает ответы.

- С трудом дожидается своей очереди независимо от ситуации и обстановки, мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.

 

 

 

 

 

Диагноз “невнимательность” ставится тогда, когда эти признаки наблюдаются минимум 6 месяцев и выражаются постоянно.

Диагноз “гиперактивность” ставится тогда, когда эти признаки наблюдаются минимум 6 месяцев и выражаются постоянно.

Диагноз “импульсивность” ставится тогда, когда эти признаки наблюдаются минимум 6 месяцев и выражаются постоянно.

 

Особенности эмоциональной сферы гиперактивных детей:

1. Не способны долго хранить обиду или вынашивать план мести, не склонны к запланированной, целенаправленной агрессии. Обиды забывают быстро. Вчерашний обидчик (или обиженный им), сегодня их лучший друг. Но в сам момент драки такие дети могут быть безотчётно жестоки, потому что у них окончательно отказывают и без того слабые механизмы торможения.

2. Чувства гиперактивных детей поверхностны. Например, мама говорит, что плохо себя чувствует, а гиперактивный ребёнок всё равно  не корректирует своё поведение из-за этого.  Не потому, что он эгоист, а потому, что он просто не заметил плохого самочувствия мамы. Познание и оценка чувств и состояния окружающих людей – это сложная аналитическая работа, требующая концентрации внимания на них и большого напряжения.

3. Отношения со сверстниками могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти все такие дети очень общительны, легко  знакомятся как с ровесниками, так и со взрослыми. У гиперактивного ребёнка всегда много приятелей, но, несмотря на общительность, ему редко удаётся выстроить длительные и глубокие дружеские отношения, потому что настоящая дружба требует учёта чувств, мнений и настроений другого человека. Такие дети часто жалуются: “А почему они со мной не играют?”. Такие дети сами по себе приносят много неудобств. Сверстники могут не принимать их в игры, потому что гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

4. Гиперактивный ребёнок любит подвижные, шумные игры. Конечно, побегать любят все здоровые дети, но, подрастая, они всё больше времени уделяют тихим, сложным, ролевым играм или играм с правилами. Гиперактивный ребёнок не любит, а иногда и не может играть в такие игры.

Причины гиперактивности

1. Наследственность – у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Есть гены, которые отвечают за передачу гиперактивности по наследству.

2. Органические поражения мозга во время беременности, родов или в первые дни жизни ребёнка. Например, из-за кислородного голодания плода вследствие того, что мама курит во время беременности, употребляет алкоголь, не соблюдает рекомендации врачей.

3. Осложнения во время родов, которые могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые лёгкие смещения шейных позвонков.

Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

 

 

Алгоритм работы с гиперактивными детьми.

1. Консультация у ортопеда и невропатолога. У 85% гиперактивных детей имеется травма шейного отдела позвоночника. Если есть подозрения, что ребёнок гиперактивный, первым делом его надо направить на консультацию к ортопеду.

2. Коррекционная работа, акцент в которой необходимо сделать на следующих умениях ребёнка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое дело до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение (в том числе через обучение самомассажу);

- контролировать свои эмоциональные проявления.

Пример упражнения на концентрацию внимания – упражнение “Слушаем тишину”.

Сесть в кресло, закрыть глаза. Последовательно слушать сначала звуки улицы, затем звуки комнаты, потом своё дыхание, биение сердца.

Пример упражнения на контролирование своих движений.

«Археология». Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Пример упражнения на мышечное расслабление – комплекс йоговской гимнастики для малышей.

Йоговская гимнастика для детей

  1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-у-у».
  2. Останавливаются, встают в круг.
  3. «Заводят будильник – сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик, джик, джик».
  4. «Будильник зазвонил: ЗЗЗЗ. Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
  5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
  6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
  8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа в низ.
  10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
  11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
  12. Рисуют носиком солнышко – крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-джикк».
  13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

    Пример упражнения на контролирование своих эмоций.

    «Клубочек». Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

    1. Инструкции для гиперактивных детей должны содержать не более 10-ти слов.

    2. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), т.к. ребёнок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего.

    3. Обязательно контролировать качество выполнения поставленной задачи, т.к. необходимо учить таких детей доводить начатое дело до конца.

    4. Количество запретов должно быть минимальным (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребёнка). Но эта система запретов  и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняться.  Совместно с детьми должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

    5. Необходимо правильно строить фразы в общении с гиперактивным ребёнком. Эффективнее давать позитивную альтернативу его плохому поведению, перепроектировать его. Например, лучше сказать “можно бегать на улице”, чем “прекрати беготню”!

    6. Чтобы ребёнок смог вас услышать и включиться в новую деятельность, дайте ему время на подготовку, предупредите заранее об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

    7. Таким детям особенно нужен режим, чёткий распорядок дня, который нежелательно изменять даже в исключительных случаях.

    8. При организации предметной среды необходимо помнить о том, что такие дети из-за двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом.

    9. На занятиях необходимо использовать физкультминутки.

    10. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т.д.). Когда такой ребёнок выполняет задание, взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживать его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное, сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребёнок не виноват в этом.

    11. В работе с родителями необходимо подчёркивать, что дисциплинарные меры воздействия на такого ребёнка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов. Тактика вседозволенности также недопустима, т.к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

     

    Литература:

    О.Яскова. Гиперактивность как психологический диагноз. Особенности гиперактивного ребёнка. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №8. – С.108-113.

...
Block content


Copyright MyCorp © 2024