Телевизионный невроз у детей
В последние годы во всем мире увеличивается количество детей, имеющих неврологическую патологию. Неврологическая патология – это нарушения в работе нервной системы. Давайте вспомним, что входит у нас в состав нервной системы (головной и спинной мозг, и отходящие от них нервные пути). Как говорят, «Все болезни от нервов». Чем грозят нарушения в работе нервной системы? Мы не будем сейчас рассматривать тяжёлые отклонения в работе нервной системы вроде эпилепсии. При тяжёлых поражениях дети стоят на учёте у невропатолога. Но очень часто нарушения в нервной системе проявляются в том, что ребёнок неусидчивый, не может запоминать стихи, с трудом засыпает или часто просыпается по ночам, имеет серьёзные нарушения звукопроизношения и т.д.
По мнению врачей, одна из причин роста неврологических отклонений - переизбыток информации, которая обрушивается на ребёнка со всех сторон, в том числе и с экрана телевизора.
В настоящее время большинство детей уже при появлении на свет попадают в группу риска по заболеваниям нервной системы. Для их оздоровления необходимы регулярные посещения невролога, массаж, лечебная физкультура, прием лекарств. Однако на фоне увлечения телевизором всё это может оказаться бесполезным.
Зрительная и слуховая нагрузка на ребёнка должна быть адекватной возрасту.
В некоторых семьях телевизор работает часами, порой без остановки. При этом родителей мало беспокоит, что в комнате находится грудной ребенок. Одни говорят: «Да он и не смотрит на экран». Другие утверждают: «Только включенный телевизор может успокоить ребенка!». Взрослым невдомек, насколько это вредно для хрупкого и ранимого организма малыша. И дело не только в исходящем от экрана излучении, которого многие опасаются в первую очередь. Специалистами доказано: для маленьких детей слуховая и зрительная гигиена важна ничуть не меньше, чем гигиена окружающей среды!
Нередко мамы и папы включают телевизор, чтобы успокоить плачущего ребенка. Действительно, малыш отвлекается и затихает. Но через некоторый промежуток времени у него нарушается сон, ребенок становится капризным.
Вредное влияние телевизора проявляется не мгновенно. Но постепенно ребенок становится беспокойным, возбудимым, даже порой агрессивным. Любой каприз превращается в истерику, и родители с трудом справляются с ребёнком.
Неврозы могут принимать и совсем иную окраску. Иногда чрезмерная слуховая и зрительная нагрузка нарушает естественную терморегуляцию организма. В результате у ребенка повышается температура. Некоторые дети реагируют неполадками в работе желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей. У них плохой аппетит, нерегулярный стул, наблюдается склонность к срыгиванию или рвоте. Пока это нельзя назвать болезнью. Но здоровье ребенка оказывается под угрозой, так как в его организме создается почва для развития заболеваний. Когда в семье прекращают смотреть телевизор при ребенке, его самочувствие заметно улучшается.
Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному - новым словам, цифрам или алфавиту, но специалисты на основании проведенных исследований утверждают, что это мнение ошибочно!
В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Цель - проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки, доносящиеся из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, телевизор - точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять, откуда идет звук.
Немецкие психиатры считают, нормальное развитие ребенка-дошкольника стимулирует просматривание книжек с крупными картинками на странице и игра с мелкими предметами. Увлечение телевизором не приносит пользы, поскольку пассивно и даже тормозит обучение и формирование полезных навыков.
Так как телевизор дает одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое формируется у ребенка до 4-летнего возраста.
После некоторых операций на глазах людям рекомендуют не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом фиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, - может нарушиться нормальный рост глазных яблок.
Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать и болезненному привыканию к нему. Конечно, гораздо легче жить, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны. Но в дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере ребёнка и его умении формировать собственные идеи и представления, ребенок будет относиться к категории труднообучаемых детей. Не говоря уже о том, что привязанность к сидению перед экраном ведет к нарушению обмена веществ, - вот почему у детей все чаще отмечается ожирение.
Как уменьшить негативное влияние телевизора? Рекомендации российских врачей:
1. Малышам, не достигшим 2,5 лет, телевизор вообще не стоит смотреть. Желательно как можно больше с ними беседовать, давать слушать мелодичную музыку, читать им книги, петь песни. Соблюдать безопасный для здоровья малыша временной интервал (детям с 2,5 до 4 лет - не более 30 минут в день; детям с 4 до 7 лет - не более 1 часа в день).
2. Детям, имеющим отклонения в развитии нервной системы (а также особо ранимым и чувствительным), до 5-6 лет следует показывать мультфильмы не более 2-3 раз в неделю по 10-15 минут, причем старые советские, которые намного добрее и содержательнее сегодняшних. Они хоть и кажутся выцветшими, но намного безопаснее для детских глаз.
А если по телевизору передают мультфильмы или фильмы-сказки продолжительностью 1-1,5 часа? Родителям, заботящимся о здоровье своих детей, посоветуем: записывайте на компакт-диск и показывайте «сериал» с периодичностью 2-3 раза в неделю по 15 минут.
• Планировать время просмотра: не во время еды, игр или семейных торжеств.
• Тщательно выбирать передачи для просмотра, противодействуя негативной информации с телеэкрана.
• Смотреть телевизор вместе. Сажая ребенка одного перед телевизором, вы оставляете его наедине с чужими. Совместный просмотр позволяет вам корректировать просматриваемое, объяснять, что герои сделали хорошо, а где поступили плохо.
Литература
Журнал «Здоровье дошкольника». – 2012. - №4.