«О наказаниях»
Впервые статья о наказаниях, которую я использую в качестве основы для данной консультации, вышла в свет в журнале «Дошкольное воспитание» в 1968 году.
Вот какие основные принципы применения наказания как метода воспитания указываются в данной статье:
- Применять наказание надо не изолированно, а в сочетании с другими методами и приемами.
- Учитывать характер проступка, возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, а также сложившиеся взаимоотношения детей с воспитателем.
- Педагог наказывает для того, чтобы убедить детей, что нарушать установленный порядок недопустимо. Однако не следует думать, что частые наказания полезны. Привыкнув, дети перестанут на них реагировать.
- Важно, чтобы воспитатель думал не столько о выборе наказания, сколько о предупреждении возникновения конфликта, нарушения установленного режима. Если жизнь детей заполнена интересными играми, занятиями, прогулками, если в коллективе поддерживаются дружеские взаимоотношения, жизнерадостное настроение и детям некогда шалить от скуки, безделья, тогда наказывать их не приходится.
- Между воспитателями должна быть договоренность о единых требованиях к детям. Неправильно, когда от детей можно услышать такие реплики: «Анна Петровна нам не позволяет ходить по глубокому снегу, а при Зинаиде Васильевне мы прямо валяемся в сугробах». Естественно, что при подобном разнобое в требованиях детям трудно усвоить необходимые нормы поведения.
- Прежде чем наказывать, надо понять, чем вызвано нарушение принятого порядка. Причины бывают самые разнообразные.
Случается, что дети нарушают порядок по неопытности или из-за отсутствия навыков: ребенок пролил кисель на скатерть, испортил игрушку.
Малышам, привыкшим дома действовать в одиночку, первое время трудно спокойно играть рядом или вместе с другими детьми. Много терпения потребуется от воспитателя, чтобы приучить их не ссориться, не отнимать игрушку, не драться.
После длительного сидения за занятиями или малоподвижной игры у детей появляется потребность в усиленных движениях, громких разговорах, и этим нарушается обычный спокойный ритм жизни.
Автор статьи формулирует риторический вопрос - Нужно ли наказание в подобных случаях? И сам же отвечает на него:
Ребенок, не умеющий аккуратно есть, не приобретет необходимые навыки, если в наказание его посадят за отдельный стол. Изолированному ребенку воспитатель меньше уделит внимания, а отсутствие примера для подражания не облегчит совершенствование навыка.
Наказания не окажут должного воздействия на ссоры маленьких детей из-за игрушек, если при этом не будет увеличен ассортимент игрушек или если воспитатель не покажет ребятам, как играть вместе.
Предвидя возбуждение детей после малоподвижных занятий, опытный воспитатель стремится целесообразно использовать их накопившуюся энергию (например, предлагает соревнование - кто скорее оденется на прогулку) и тем самым избежать наказания.
Чтобы наказание дало положительные результаты, надо знать характер ребенка, которого наказываешь. Если на одного производят впечатление холодный тон, недовольный взгляд воспитателя, то другой останется к этому равнодушным, и для него потребуется более сильное воздействие.
Можно пройти мимо иных незначительных проступков, совершенных детьми, недавно принятыми в детский сад, но к тем, кто хорошо знает правила детского сада, следует предъявлять больше требований.
Тест "Можно и нельзя"
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
|
Наказание невозможно |
Наказание возможно |
Ребенок болеет |
o |
o |
Перед сном |
o |
o |
Сразу после сна |
o |
o |
Во время еды |
o |
o |
Во время занятий |
o |
o |
Во время игры |
o |
o |
Непосредственно после душевной или физической травмы |
o |
o |
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается |
o |
o |
Воспитатель находится в плохом настроении |
o |
o |
Формы наказаний
Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.
Упражнение "Какие бывают наказания"
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
- "Физическое наказание"
- "Изоляция"
- "Наказание словом"
- "Лишение приятного"
Названия полей скрыты. По ходу обсуждения возможных вариантов наказаний психолог делает записи на доске в соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта.
Педагоги перечисляют все известные им способы наказаний, неважно - используют ли они их в своей деятельности или нет.
1. Физические наказания абсолютно недопустимы в детском саду.
2. Изоляция. Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место – другая комната, "виноватый" стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.
3. Наказание словом. Под словом "ругать" обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик – это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.
А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.
Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.
4. Лишение приятного. Лишение ребенка каких-либо удовольствий с целью наказания. Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном.
Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его справедливым. Ограничение: ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми.
Очень хорошо, если в группе есть какойлибо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием. Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
Практический вывод:
Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, "зону радости". Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.
Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Итак, как наказывать ребенка, не унижая его?
Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:
- учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;
- общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;
- в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.
Наказание лучше действует, когда:
- оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
- после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
- наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
- у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.
Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить?"
А теперь давайте вернёмся к нашим анкетам. Я предлагаю оторвать (отрезать ножницами) колонку теста "Наказание возможно". У вас осталась в руках памятка «Когда нельзя наказывать ребёнка».
Литература
- Русакова Е. О наказаниях //Дошкольное воспитание. – 2013. - №11. – С.97-98
- Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай, зачем!» // Интернет-ресурс http://www.menobr.ru/materials/370/5061/#q1.