Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа

Психологические особенности детей раннего возраста (ребёнок от двух до трёх лет)

Цель – познакомить родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста для лучшего понимания своих детей и выбора методов воспитания, соответствующих данному возрасту.

Вы, наверно, заметили, что ваш малыш уже обладает определёнными чертами характера. Психологи доказали, что уже в раннем возрасте ребёнок имеет особенности, которые остаются на долгие годы. И среди малышей уже можно наблюдать:

- “исследователей” – интересуются всем, что их окружает;

- “лидеров” – инициаторов во всех играх;

- “наблюдателей” – более пассивных детей, которые ничем не выделяются.

То, какими чертами ваш ребёнок владеет, определяет его путь познания мира, в том числе и мира человеческих взаимоотношений.

Все дети разные, но у них есть общие особенности, соответствующие данному возрасту. Рассмотрим подробнее психологические особенности детей раннего возраста и соответствующие им способы поведения родителей. Вы знаете своего ребёнка лучше, чем любой специалист, но иногда совет или подсказка не помешает. Если у вас возникнут вопросы, трудности или вы просто интересуетесь развитием и воспитанием детей, то приходите к нам на консультацию.

Возрастные особенности

Тактика поведения

Главное психическое новообразование – возникновение речи. Развитие речи условно можно разделить на две части:

- понимание языка взрослых (пассивная речь);

- собственная активная речь  ребёнка.

Чем больше запас слов пассивной речи, тем быстрее и лучше у него развивается активная речь.

В возрасте 2-3 лет, когда речь развивается очень быстро, иногда возникает лёгкое заикание, которое, как правило, в дальнейшем проходит.

Ребёнок начинает говорить предложениями, употреблять  слова “я”, “мне”, “моё”.

1. Почаще читаем детям книжки, разговариваем с ними обо всём на свете. Гуляете - поговорите о природе, животных, погоде, птицах и т.д. Купаете ребёнка – поговорите о мыле (какое оно?), воде, мыльных пузырях и т.д. Ложитесь спать – поговорите о том, как прошёл день.

2. Часто дети понимают много слов, но активно пользуются лишь 10-15-ю только самыми необходимыми, всё другое ребёнок объясняет с помощью жестов, мимики. Это происходит потому, что родители создают для ребёнка такие условия, в которых ему достаточно сказать “дай” и указать пальцем на желаемую вещь, чтобы сразу её получить. Т.е. у ребёнка нет необходимости говорить больше.

В данной ситуации лучший приём – сделать вид, что вы ребёнка не понимаете.   

 

Ребёнок активно знакомится с окружающим миром. Первые его вопросы – что это? как это называется? Затем появляются вопросы почему? для чего? Они указывают на определённый уровень развития уже не только речи, но и мышления. Вопрос Почему? требует объяснения причинно-следственных связей явления (почему после дождя видна радуга? почему некоторые собаки живут на улице, а некоторые дома?).

 

Родители должны запастись терпением, чтобы не только называть предмет, который заинтересовал ребёнка, но и чтобы рассказать, для чего он нужен, ответить на вопрос Почему?.

Наши “взрослые” объяснения не всегда понятны ребёнку, но приносят ему удовольствие. Один и тот же вопрос ребёнок может задавать вам много раз, и каждый раз вам терпеливо надо объяснять. Если отмахнуться от вопроса ребёнка раз, другой, третий, то это может снизить познавательный интерес ребёнка, отразиться на его любознательности, а значит, и на дальнейшем развитии его мышления.

Совершенствуются навыки самостоятельности, самообслуживания.

Ребёнок осваивает горшок, ему уже не нравится быть мокрым и неопрятным. Т.е. в этом возрасте у ребёнка должны быть сформированы элементарные навыки самообслуживания.

Разные дети в разные сроки осваивают навыки опрятности. Но если вы отдаёте ребёнка в садик, то навыки хождения на горшок, навык есть ложкой и другие навыки самообслуживания должны быть сформированы. Ребёнка необходимо учить одеваться самостоятельно (надеть носочки, колготки и др.).

Позвольте ребёнку проявлять самостоятельность (самому выбрать себе футболку, носочки и т.д.).

Дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать друг с другом .

Как ведут себя двухлетки на детской площадке или в группе? Они очень внимательно рассматривают своих ровесников, пытаются коснуться друг друга, но играть вместе ещё не умеют. Они располагаются рядом, каждый со своей игрушкой.

Расскажите ребёнку, что другие детки тоже играют, друг другу мешать не надо, а лучше чем-то помочь (дать поиграть своим ведёрком, перевезти на машинке песочек).

 

 

 

Часто возникают конфликты из-за игрушек. Вот Ваня и Миша подрались за большую яркую машину. Причём Мише абсолютно безразлично, что это Ванина машина. Он увидел её, и его привлёк этот предмет.

Для ребёнка непривычно делиться чем-либо. Он умеет отличать своё от чужого, и боится, что,  позволив взять кому-то свою игрушку, уже не получит её назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители удивляются – у ребёнка дома полно игрушек, а ему надо именно эту машинку. Но если у ребёнка нет старших братьев или сестёр, он ещё не научился делиться своими игрушками, не осознал, что не все вещи принадлежат только ему. Когда он играет дома игрушками, никто не претендует на них. Поэтому ребёнок считает, что когда он хочет именно эту машинку, то немедленно должен её получить.

Иногда ребёнок может стукнуть владельца машинки, чтобы завладеть ею. Первый раз это чаще всего выходит случайно. Здесь важно вовремя вмешаться взрослому. Объяснить – это чужая игрушка и нельзя её отбирать, тем более драться. Но можно попросить игрушку, предложить поиграть своими формочками вместо машинки, т.е. поменяться на что-то.

Если конфликт не стихает, надо развести детей в разные стороны.

Объясняйте ребёнку, что нужно не только получать, но и давать, делиться игрушками с другими. Но сильно на этом не настаивайте. Если ребёнок ни в какую не хочет делиться своей игрушкой, это его право, в конце концов это его личная игрушка, он её воспринимает как часть себя.  

 

 

 

 

 

Выходя за пределы родительского дома, ваш ребёнок постепенно познаёт правила и нормы жизни в обществе. И здесь вы как родители играете очень ответственную роль. Именно вы – главный и первый пример для ребёнка, смотря на вас, он учится общаться. Часто бывает так, что мама в детстве была малообщительная, спокойная, имела мало подруг, и дочка растёт такая же.

 

Помогайте ребёнку наладить отношения со сверстниками:

- на улице не суетитесь возле своего ребёнка, обеспечьте ему возможность общаться с другими детьми; режим дня планируйте так, чтобы время прогулок совпадало со временем пребывания на улице других детей;

- будьте приветливы и гостеприимны к другим детям;

- если вы хотите воспитать у своего ребёнка умение сопереживать,  то должны сами проявлять такие качества по отношению к другим; ребёнок, который стремится беспокоиться о других в два с половиной года, то же самое будет делать и в будущем. 

С ребёнком за день происходит много событий, которые он сильно переживает и поэтому ночью иногда плохо спит.

Не перегружайте нервную систему ребёнка, всё должно быть в меру, даже развлечения. Ограничьте просмотр ТВ.

Переход от младенчества к раннему детству – развитие нового отношения к предмету. Предмет начинает восприниматься как вещь, которая имеет определённое назначение и способ употребления.

Основной способ познания ребёнком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. Цель – не сломать игрушку, а посмотреть, что там у неё внутри. И соответственно, ругать его за этот познавательный интерес не нужно, если вы, конечно, хотите, чтобы ребёнок вырос любознательным. 

Внимание, память, восприятие ребёнка непроизвольны, т.е. он не может ими управлять, контролировать их. Поэтому он не может сразу же прекратить что-то сделать или выполнить сразу несколько действий.

Соответственно, и запомнить ребёнок может только то, что ему понравилось, т.е. запомнилось само собой.

 Предупреждайте заранее, несколько раз о том, что скоро обед, сон или какое-то другое режимное событие (скоро будем ложиться спать, поиграй ещё немножко и пойдём чистить зубы). Главное, чтобы градация времени (“немножко”, “ещё чуть-чуть”) соблюдалась вами постоянно по времени, т.к. ребёнок ещё не умеет ориентироваться по часам.

Если собираете игрушки, надо конкретно сказать – убери кубик. Ребёнок убрал. Затем дать ему другое конкретное задание и т.д. Если вы перечислите всё сразу, что надо убрать, или просто скажете – приберись – ребёнок вашу просьбу не выполнит. 

Если вы хотите, чтоб ребёнок что-то запомнил, это что-то должно ребёнку понравиться, чем-то привлечь к себе внимание.

Дети очень восприимчивы к эмоциональному  состоянию окружающих. Они очень подвержены “эффекту заражения”.

Если один начнёт радостно прыгать, то как минимум ещё трое рядом так же будут прыгать. Соответственно, бывает так, что ребёнок плачет за компанию в садике.

Основные черты ребёнка 2-3 лет – открытость, честность, искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии, антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка неустойчивы, противоречивы, а настроение быстро меняется.

Чтобы быстро успокоить ребёнка, надо просто его чем-нибудь отвлечь.

Не надо заставлять ребёнка общаться с теми, кто ему не нравится.

 

К трёхлетнему возрасту дети уже понимают, кто они – мальчики или девочки, усваивают, что девочкам нужно вести себя иначе, чем мальчикам. 

С детства прививайте ребёнку модель поведения в соответствии с его полом.

 

 

...
Block content


Copyright MyCorp © 2024