Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа

Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношениях педагогов и родителей

Разногласия, возникающие между педагогами и родителями, нередко приводят к затянувшимся конфликтам. Чтобы решить конфликт, необходимо выяснить его основную причину, или, говоря по-научному, конфликтоген.

 Конфликтоген – это слова, действия (или бездействие), способные при­вести к конфликту. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Бо­лее того, нередко человек провоцирует конфликт незаметно для себя, например, привычными словами и жестами. Но зачастую даже за непреднамеренными конфликтогенами лежат такие подсознательные при­чины, как агрессия, стремление к превосход­ству и т. п. На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует, но постепенно, если они накапливаются или повторяются регулярно, они приводят к внешне беспричинной взрывной реакции (ссоре, скандалу, увольнению, разводу и т. п.).

В современном мире существуют два важных социальных института воспитания: семейный и общественный, каждый из которых имеет свою специфику. Однако далеко не все семьи в полной мере участвуют в воспитании своего ребенка.  Причины разные: одни родители не хотят воспитывать ребенка, дру­гие не умеют, третьи не понимают, зачем это нужно. При этом зачастую родители не готовы прини­мать соответствующую помощь в силу разных субъ­ективных причин. Все это провоцирует сложные отношения. Конфликты между родителями и педа­гогами - серьезная проблема для системы образо­вания.

В статье, использованной при подготовке к консультации, рассказывается о том, как исследовали причины конфликтов родителей и воспитателей. Нам не так важен сам ход исследования, сколько важно понять, что чаще всего становится конфликтогеном и как свести конфликты к минимуму. В связи с этим при подготовке к консультации я также использовала материалы интернет – ресурсов.

По результатам исследования, глав­ные причины недовольства педагогов заклю­чаются в том, что большинство родителей:

1. Слабо информированы в вопросе грамот­ного воспитания детей – это, возможно, обусловлено тем, что дол­гие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, оттес­няя родителей не только от воспитания детей, но и от ответственности за них. Тем самым воспитание подрастающего поколения было целиком перело­жено на общество. Суждения родителей о том, что у них нет времени и специальных знаний, чтобы за­ниматься воспитанием ребенка, можно услышать и сегодня.

2. Родители требуют слишком много от педагогов ДОУ в вопросе воспитания детей, а сами ничего не хотят для этого делать. Это вызва­но тем, что немногие родители знают обязанности педагогов. Им кажется, что ребенок, посещающий детский сад, необходимое воспитание и развитие должен получать там. При этом они забывают о том, что главный воспитатель для ребенка все-таки родитель.

3. Родители часто конфликтуют с педагогами ДОУ по вопро­сам воспитания детей.

Самое главное недовольство родителей заключа­ется в том, что большинство педагогов ДОУ не при­меняют в своей работе индивидуальный подход к детям. Завышенные требования родителей связаны с тем, что ребенок воспринимается ими как сверх­ценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен уклад жизни семьи. И каждый родитель желает, что­бы педагог сделал все возможное для воспитания и развития ребенка. При этом сами родители, как правило, интересуются жизнью своих детей в ДОУ довольно поверхностно, не уделяя внимания каж­дому моменту.

Конфликты в отношениях родитель - воспитатель бывают по объективным причинам,  и по  субъективным причинам. Объективные причины — например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.

 

Субъективные причины:

1.  Родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития своих детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

2. У некоторых родителей изначально есть негативная установка на детский сад. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

3. Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

4. Еще одна проблема — это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что ребенок погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. Тем более, что есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.

5. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, — это особенности самого ребенка. Если ребенок хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться—раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.

6. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует ребенка, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? А почему тебе воспитательница положила одну котлету, а не две?" — будучи наблюдательными, дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подстраиваясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

7. Еще одна проблема — освоение образовательной программы. Ведь именно с воспитателей, а не с родителей спрашивают результат работы по стандартной программе: например, все дети одной группы должны освоить программу средней детей. При этом вклад родителей не учитывается. Это провоцирует определенное напряжение. Очень часто у воспитателя возникают претензии к родителям по поводу того, что они не занимаются дома с ребенком.

8. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда он находится в окружении других детей.

 

Можно ли свести конфликты к минимуму?

Первое — информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

Второе — показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: "В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей", "В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта". Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.

Третье — научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…". Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

 

 Специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуга человека, его хорошие дела;
  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение и похвалу;
  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре.

    Литература

Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ». – 2012. - №3. – С.44 - 49

...
Block content


Copyright MyCorp © 2024