Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа

Факторы риска развития нервно-психических нарушений у детей, посещающих детский сад

В последнее время у дошкольников всё чаще наблюдаются расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы, а также различные  психические расстройства. По данным научных наблюдений, среди нервно-психических нарушений у детей чаще всего диагностируются:

  • невротические и астенические реакции;
  • эмоциональные расстройства;
  • минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность (у 25-30% дошкольников);
  • расстройства речи (более чем у 40% детей);
  • задержка развития мелкой моторики у детей 6-7 лет (16-32%);
  • нарушения зрительно-моторной и пространственной координации (12-25% детей).

Психические расстройства и расстройства поведения (в основном неврозы) занимают по частоте шестое место в структуре хронической патологии дошкольников.

Современная социально-экономическая ситуация резко повысила психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и детей. Отличительными особенностями психики детей дошкольного возраста являются повышенная ранимость и легкая истощаемость. Многие воздействия окружающей среды оказываются для них слишком сильными, вызывают нервную реакцию, а иногда и нервное расстройство.

Проявления нервно-психических нарушений

 Нервно-психическое здоровье - это совокупность характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром и возможность выполнения социальных функций. Нервно-психические нарушения проявляются:

  • вялостью;
  • раздражительностью;
  • двигательным беспокойством;
  • нарушением сна;
  • ночным недержанием мочи;
  • заиканием,тиками и др.

Причины нервно-психических нарушений у воспитанников детского сада:

  • проблемы адаптации ребенка к детскому саду;
  • неадекватные образовательные нагрузки интеллектуального характера;
  • дефицит сна и двигательной активности;
  • раннее приобщение детей к занятиям за компьютером и его нерациональное использование в деятельности детей;
  • превышение наполняемости детских групп;
  • авторитарная педагогика.

Адаптация к детскому саду

Трудности в социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению - зачастую первый признак нарушений психического здоровья ребенка. С другой стороны, продолжительная социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям психического здоровья.

Резкая смена обстановки, режима дня, окружающих людей почти у всех детей вызывает реакцию протеста, которая выражается в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. У ребенка снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

У часто болеющих детей и детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться энурезом, расстройством стула, обострением кожных высыпаний. Степень выраженности этих отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей.

Нагрузки интеллектуального характера

Основа психического здоровья ребенка - полноценное, соответствующее возрасту развитие психофизиологических функций. Дошкольные учреждения призваны всесторонне развивать ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, формировать у него предпосылки к успешной учебной деятельности и готовности к школе.

Нарушение баланса различных по характеру занятий, использование в детском саду школьных форм обучения, игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей существенно увеличивают риск нарушения их здоровья, в первую очередь нервно-психического.

Современные дошкольные учреждения ориентируются на максимальное удовлетворение потребностей родителей в обучении детей. Образовательный процесс в детских садах часто перегружен интеллектуальными статическими занятиями, в т. ч. дополнительными, среди них иностранный язык, шахматы, компьютер, изобразительная деятельность. Гораздо реже детям предлагаются уроки ритмики, плавания и другие двигательно-активные занятия. Таким образом, приоритет интеллектуального развития (который нередко «подогревается» родителями) причиняет ущерб физическому развитию ребенка, снижает возможности для удовлетворения биологической потребности в двигательной активности, ущемляет его право на игровую деятельность.

Чрезмерная умственная нагрузка способствует возникновению различных нарушений со стороны центральной нервной и других систем.

Проводились исследования, которые показали следующее. В дни, когда в детском саду в первой половине дня было три занятия, а после дневного сна еще одно, большинство детей (72%) ближе к вечеру демонстрировали признаки выраженного утомления. Кроме того, установлено, что на фоне увеличенной образовательной нагрузки у 62% детей в старшей группе отмечалась повышенная и высокая степень невротизации. А для 75% воспитанников выпускных групп был характерен повышенный и высокий уровень невротизации.

 Главные причины значительного ухудшения психоэмоционального состояния и повышения невротизации - увеличение объема образовательно-воспитательной нагрузки и использование школьных форм организации занятий.

Повышенная степень невротизации чаще встречается у детей, имеющих дополнительные учебные нагрузки вне детского сада (как правило, специальные занятия для подготовки к школе). По сравнению с воспитанниками старших групп, в которых каждый третий ребенок занимается танцами, музыкой, рисованием, плаванием, у детей подготовительных групп преобладают занятия со значительной умственной нагрузкой, что приводит к снижению двигательной активности дошкольников.

В процессе обучения воспитателям необходимо следить за самочувствием ребенка во время занятий, регулировать продолжительность и объем предлагаемой нагрузки. Особенно это касается детей со сниженными функциональными возможностями, имеющих хронические заболевания, часто болеющих, недавно перенесших заболевания, а также недавно поступивших в детский сад и еще не адаптировавшихся к систематической образовательной нагрузке, как интеллектуальной, так и физической.

Стиль общения воспитателя

Для нервно-психического здоровья дошкольников, их психологического комфорта большое значение имеет стиль общения воспитателя. Как показывают данные исследований, авторитарный, профессионально не адекватный воспитатель, строящий свое общение с детьми на окриках, принуждении и понукании, способен нанести больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях. Как подметил в стихах Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычет, жучит...». Замечено, что у кричащего педагога чаще и больше кричат воспитанники, вольно или невольно перенимая стиль общения.

Причина прогрессирующей невротизации современных детей заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок находится в стрессогенной среде. По мнению специалистов в области психического здоровья, существенная доля детских неврозов дидактогенной природы. Об обеспечении эмоционального комфорта дошкольника должен позаботиться каждый взрослый, с которым ребенок общается в детском саду.

Компьютер и дошкольник

Современную жизнь невозможно представить без использования компьютеров. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают новую технику. Приобщение к компьютеру и другим электронным гаджетам происходит довольно рано. Пользователями компьютеров становятся не только 5-6-летние дети, но и малыши, не достигшие трех лет.

По данным статистики, ребенок в возрасте от трех до пяти лет в среднем 28 ч в неделю смотрит на экран. Между тем длительное завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Наиболее утомительными для детей, не способных к длительному произвольному вниманию, являются следующие виды занятий за компьютером:

  • занятия, связанные с быстрой сменой информации, картинок на экране;
  • работа в заданном, а не в произвольном ритме;
  • представление на мониторе информации, не учитывающей особенности зрительного анализатора маленького пользователя.

Раннее приобщение детей к компьютеру, длительные (свыше 15 мин) и непрерывные занятия, содержание которых не отвечает возрастным особенностям ребенка - факторы риска нарушения нервно-психического развития и здоровья.

Нарушения режима дня

К факторам риска развития нарушений нервно-психической сферы относятся также нарушения режима дня дошкольника. Как известно, режим жизнедеятельности - это правильное распределение времени, определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сон, прием пищи, прогулки и время бодрствования. Правильный режим способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Учитывая, что более двух третей дошкольников недосыпают в ночное время и имеют другие нарушения в режиме дня, дневной сон необходим дошкольнику для восполнения этого дефицита и предотвращения хронического переутомления и истощения нервной системы. Несоблюдение гигиенических регламентов режима дня приводит к развитию психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, возникновению нарушений здоровья невротического порядка.

Переуплотненность групп

Еще один серьезный фактор риска развития нервно-психических нарушений у детей - переуплотненность детских групп, характерная для большинства дошкольных учреждений в России. Санитарные правила, действующие взамен положений традиционных регламентов наполняемости дошкольных групп в зависимости от возраста детей и состояния их здоровья, предлагают определять количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности исходя из площади групповой (игровой): для групп раннего развития не менее 2,5 м2 на одного ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 м2 без учета расстановки мебели.

Исследования прослеживают взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Превышение наполняемости дошкольных групп сопровождается более высокими показателями утомления детей в конце дня и повышенным уровнем невротизации, ухудшением психоэмоционального состояния. Переуплотненность дошкольных групп не только снижает возможности для двигательно-активных игр, повышает уровень шума, но и создает предпосылки для сокращения объема коррекционной помощи, недостаточного внимания к детям со стороны педагога, что может затруднить процесс их адаптации к детскому саду.

Литература

М.И. Степанова. Факторы риска развития нервно-психических нарушений у детей, посещающих детский сад // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. – 2013. - №8. – С.48 - 53

...
Block content


Copyright MyCorp © 2024