Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Анютка - незабудкаПерсональный сайт детского психолога Ирины Богдановой |
|
Факторы риска развития нервно-психических нарушений у детей, посещающих детский сад В последнее время у дошкольников всё чаще наблюдаются расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы, а также различные психические расстройства. По данным научных наблюдений, среди нервно-психических нарушений у детей чаще всего диагностируются:
Психические расстройства и расстройства поведения (в основном неврозы) занимают по частоте шестое место в структуре хронической патологии дошкольников. Современная социально-экономическая ситуация резко повысила психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и детей. Отличительными особенностями психики детей дошкольного возраста являются повышенная ранимость и легкая истощаемость. Многие воздействия окружающей среды оказываются для них слишком сильными, вызывают нервную реакцию, а иногда и нервное расстройство. Проявления нервно-психических нарушений Нервно-психическое здоровье - это совокупность характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром и возможность выполнения социальных функций. Нервно-психические нарушения проявляются:
Причины нервно-психических нарушений у воспитанников детского сада:
Адаптация к детскому саду Трудности в социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению - зачастую первый признак нарушений психического здоровья ребенка. С другой стороны, продолжительная социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям психического здоровья. Резкая смена обстановки, режима дня, окружающих людей почти у всех детей вызывает реакцию протеста, которая выражается в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. У ребенка снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития. У часто болеющих детей и детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться энурезом, расстройством стула, обострением кожных высыпаний. Степень выраженности этих отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей. Нагрузки интеллектуального характера Основа психического здоровья ребенка - полноценное, соответствующее возрасту развитие психофизиологических функций. Дошкольные учреждения призваны всесторонне развивать ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, формировать у него предпосылки к успешной учебной деятельности и готовности к школе. Нарушение баланса различных по характеру занятий, использование в детском саду школьных форм обучения, игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей существенно увеличивают риск нарушения их здоровья, в первую очередь нервно-психического. Современные дошкольные учреждения ориентируются на максимальное удовлетворение потребностей родителей в обучении детей. Образовательный процесс в детских садах часто перегружен интеллектуальными статическими занятиями, в т. ч. дополнительными, среди них иностранный язык, шахматы, компьютер, изобразительная деятельность. Гораздо реже детям предлагаются уроки ритмики, плавания и другие двигательно-активные занятия. Таким образом, приоритет интеллектуального развития (который нередко «подогревается» родителями) причиняет ущерб физическому развитию ребенка, снижает возможности для удовлетворения биологической потребности в двигательной активности, ущемляет его право на игровую деятельность. Чрезмерная умственная нагрузка способствует возникновению различных нарушений со стороны центральной нервной и других систем. Проводились исследования, которые показали следующее. В дни, когда в детском саду в первой половине дня было три занятия, а после дневного сна еще одно, большинство детей (72%) ближе к вечеру демонстрировали признаки выраженного утомления. Кроме того, установлено, что на фоне увеличенной образовательной нагрузки у 62% детей в старшей группе отмечалась повышенная и высокая степень невротизации. А для 75% воспитанников выпускных групп был характерен повышенный и высокий уровень невротизации. Главные причины значительного ухудшения психоэмоционального состояния и повышения невротизации - увеличение объема образовательно-воспитательной нагрузки и использование школьных форм организации занятий. Повышенная степень невротизации чаще встречается у детей, имеющих дополнительные учебные нагрузки вне детского сада (как правило, специальные занятия для подготовки к школе). По сравнению с воспитанниками старших групп, в которых каждый третий ребенок занимается танцами, музыкой, рисованием, плаванием, у детей подготовительных групп преобладают занятия со значительной умственной нагрузкой, что приводит к снижению двигательной активности дошкольников. В процессе обучения воспитателям необходимо следить за самочувствием ребенка во время занятий, регулировать продолжительность и объем предлагаемой нагрузки. Особенно это касается детей со сниженными функциональными возможностями, имеющих хронические заболевания, часто болеющих, недавно перенесших заболевания, а также недавно поступивших в детский сад и еще не адаптировавшихся к систематической образовательной нагрузке, как интеллектуальной, так и физической. Стиль общения воспитателя Для нервно-психического здоровья дошкольников, их психологического комфорта большое значение имеет стиль общения воспитателя. Как показывают данные исследований, авторитарный, профессионально не адекватный воспитатель, строящий свое общение с детьми на окриках, принуждении и понукании, способен нанести больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях. Как подметил в стихах Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычет, жучит...». Замечено, что у кричащего педагога чаще и больше кричат воспитанники, вольно или невольно перенимая стиль общения. Причина прогрессирующей невротизации современных детей заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок находится в стрессогенной среде. По мнению специалистов в области психического здоровья, существенная доля детских неврозов дидактогенной природы. Об обеспечении эмоционального комфорта дошкольника должен позаботиться каждый взрослый, с которым ребенок общается в детском саду. Компьютер и дошкольник Современную жизнь невозможно представить без использования компьютеров. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают новую технику. Приобщение к компьютеру и другим электронным гаджетам происходит довольно рано. Пользователями компьютеров становятся не только 5-6-летние дети, но и малыши, не достигшие трех лет. По данным статистики, ребенок в возрасте от трех до пяти лет в среднем 28 ч в неделю смотрит на экран. Между тем длительное завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Наиболее утомительными для детей, не способных к длительному произвольному вниманию, являются следующие виды занятий за компьютером:
Раннее приобщение детей к компьютеру, длительные (свыше 15 мин) и непрерывные занятия, содержание которых не отвечает возрастным особенностям ребенка - факторы риска нарушения нервно-психического развития и здоровья. Нарушения режима дня К факторам риска развития нарушений нервно-психической сферы относятся также нарушения режима дня дошкольника. Как известно, режим жизнедеятельности - это правильное распределение времени, определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сон, прием пищи, прогулки и время бодрствования. Правильный режим способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Учитывая, что более двух третей дошкольников недосыпают в ночное время и имеют другие нарушения в режиме дня, дневной сон необходим дошкольнику для восполнения этого дефицита и предотвращения хронического переутомления и истощения нервной системы. Несоблюдение гигиенических регламентов режима дня приводит к развитию психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, возникновению нарушений здоровья невротического порядка. Переуплотненность групп Еще один серьезный фактор риска развития нервно-психических нарушений у детей - переуплотненность детских групп, характерная для большинства дошкольных учреждений в России. Санитарные правила, действующие взамен положений традиционных регламентов наполняемости дошкольных групп в зависимости от возраста детей и состояния их здоровья, предлагают определять количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности исходя из площади групповой (игровой): для групп раннего развития не менее 2,5 м2 на одного ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 м2 без учета расстановки мебели. Исследования прослеживают взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Превышение наполняемости дошкольных групп сопровождается более высокими показателями утомления детей в конце дня и повышенным уровнем невротизации, ухудшением психоэмоционального состояния. Переуплотненность дошкольных групп не только снижает возможности для двигательно-активных игр, повышает уровень шума, но и создает предпосылки для сокращения объема коррекционной помощи, недостаточного внимания к детям со стороны педагога, что может затруднить процесс их адаптации к детскому саду. Литература М.И. Степанова. Факторы риска развития нервно-психических нарушений у детей, посещающих детский сад // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. – 2013. - №8. – С.48 - 53 |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
![]() |