Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников

Богданова И.В.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Современные данные психологических и социологических исследований показывают тенденцию увеличения числа людей, склонных к агрессивным формам поведения. В значительной степени это объясняется социально-психологической напряжённостью современной жизни, которая и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению агрессивных проявлений и среди детей.

Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. При этом агрессивное действие может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, как способ психической и физической разрядки, как замещение удовлетворения блокированной потребности, как форма самореализации и самоуважения. Если агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае можно говорить уже об агрессивном поведении [1, с.5]. 

Дети в силу своих возрастных особенностей легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в дальнейшем в детском саду. В связи с этим в настоящее время актуальна задача поиска наиболее эффективных путей профилактики и преодоления детской агрессии. Одним из направлений в решении данной проблемы является развитие у детей умения жить в обществе сверстников и взрослых, понимать их, отзываться на чужие переживания, справляться со своими отрицательными эмоциями, выражать их в социально приемлемой форме.

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. В норме проявления агрессии не считаются нарушением: она выполняет защитную и адаптационную функции. Настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативной, когда она постоянно сопровождает ребёнка. Агрессия как устойчивая форма поведения может не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности, приводя к личностным деформациям [1, с.9].

Если до недавнего времени проблема агрессивного поведения детей в нашем детском саду успешно решалась внутри групп силами самих воспитателей, то в 2010-2011 учебном году мы впервые столкнулись с острой необходимостью формирования сборной группы агрессивных детей для проведения с ними специальной психологической коррекции в рамках психологического пункта ДОУ.

Детей данной группы объединяет то, что всем им по 5-6 лет и они впервые поступили к нам в детский сад, сразу в старшую или подготовительную группы. Для каждого из этих детей характерно определённое социально-психологическое неблагополучие (развод родителей, изолированность дома как проявление нарушения детско-родительских отношений и т.д.). В результате дети постоянно испытывают ощущение  внутренней тревоги. Как правило, ребёнок, не получая необходимого внимания дома и  тем самым не удовлетворяя своей потребности в общении, любви и принятии, пытается привлечь внимание окружающих с помощью агрессивных действий.

Ещё одной особенностью, объединяющей данных детей, является их внутренняя неудовлетворённость положением в группе сверстников. Если сверстники по той или иной причине не признают или отвергают ребёнка, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемлённым самолюбием, направляется на обидчика, на того, кого ребёнок считает причиной своего низкого статуса в группе сверстников. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыков: "плохой”, "драчун”, "грубиян” со стороны взрослого.

Целью нашей коррекционной работы было не снижение агрессивности как таковой, а регулирование процесса социализации, научение ребёнка  контролировать свою агрессию.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 25-30 минут. При этом использовались различные формы работы: сюжетно-ролевые игры, игровые  и релаксационные упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, а также индивидуальные занятия.

Анализируя проведённую коррекционную работу, можно выделить следующие основные периоды в её динамике:

1. Адаптационно-кризисный период (около 2 недель), для которого было характерным максимальное количество агрессивных проявлений у детей. Дети адаптировались друг к другу, учились работать в коррекционной группе.

2. Период стабилизации проявлений агрессии – удалось выстроить систему быстрого снятия агрессивных вспышек у детей.

3. Закрепление результатов – снижение частоты агрессивных проявлений через развитие у детей способности регулировать своё эмоциональное состояние, через развитие у педагогов умения предупреждать ситуации, которые могут спровоцировать агрессию.

Уже через 2 месяца среди детей, с которыми проводилась целенаправленная коррекционная работа, заметно снизилась частота возникновения конфликтных ситуаций и агрессивных проявлений.

Кроме того, сами педагоги были обучены способам реагирования на вспышки агрессии у детей.

Педагоги осознали, что в такой момент очень важным является принятие ребёнка с его агрессией. На время агрессивной вспышки необходимо изолировать его от окружающих детей, при этом не нарушая его личного пространства, и дать возможность проявить свои эмоции. Зачастую педагоги, не спрашивая, гладят ребёнка по голове, берут за руку и чуть ли не с силой ведут его куда-нибудь, тем самым нарушая принцип личной неприкосновенности. И если обычные дети часто сами  напрашиваются, чтоб педагог взял их за руку, сами обнимают его и любят, когда обнимают их, то агрессивные дети, как правило, не привыкли к тактильному контакту даже  со стороны родителей, поэтому не приемлют, когда к ним прикасаются другие взрослые.   Во время вспышек агрессии полезным бывает приём "заземления” – дать ребёнку возможность лечь на ковёр, на кровать или просто положить голову на мягкую подушку.

Педагогу необходимо разобраться в причинах, вызвавших агрессивное поведение. Это может быть боль, ощущение дискомфорта (голод, усталость, стресс), ограничение каких-либо естественных желаний и потребностей ребёнка (например, потребности в движении, в активной деятельности), психологические ограничения, наличие препятствий в достижении цели, определённые эмоциональные состояния.

Важно определить, какая значимая для ребёнка потребность не удовлетворена. Именно при неудовлетворении значимых потребностей возникают отрицательные эмоции. Например, ребёнок привык, что родители дома его слушают, подчиняются ему во всём, а в детском саду такая ситуация не возможна. Ребёнку не хватает ощущения всевластия, вседозволенности. Отсюда – истерики, капризы, попытки причинить боль окружающим детям (особенно тем, кто послабее) как демонстрация своей власти.

Необходимо также учить ребёнка отслеживать свои поведенческие реакции, подчинять свои сиюминутные желания существующим условиям, т.е. формировать произвольное поведение. Следует отметить, что  старший дошкольный возраст как раз и является сензитивным периодом для развития произвольности. Этому способствуют физиологический фактор -   развитие лобных долей коры головного мозга. Но сама по себе произвольность не формируется – для этого необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа.

Помимо ребёнка, субъектами образовательного процесса также являются  его родители и педагоги. Поэтому коррекционная работа должна вестись параллельно с работой со взрослыми, которые его окружают. При этом выделяются несколько направлений деятельности:

1. Изменение установки по отношению к ребёнку с негативной на позитивную.  Не секрет, что агрессивные дети вызывают отрицательные эмоции у окружающих взрослых, что ведёт к формированию у них соответствующей установки, т.е. они заранее уверены, что ребёнок проявит агрессию. И он соответствует их ожиданиям. Часто взрослые обращают внимание на негативные действия ребёнка и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Но для любого ребёнка, а для агрессивного особенно, очень важно создание ситуаций успеха, которые развивают у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

2. Изменение стиля взаимодействия с детьми. Одна из ведущих потребностей в старшем дошкольном возрасте – потребность в получении инициативы, самостоятельности. Необходимо предоставлять агрессивным детям разумную свободу в принятии решений, в осуществлении выбора, но обязательно с несением в дальнейшем ответственности за свои действия. Важно помнить: воспитание на принципах сотрудничества – главное условие предотвращения появления агрессивного поведения.

 

Литература

1. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО  "ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Psyholog (21.07.2013)
Просмотров: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Block content


Copyright MyCorp © 2024