Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Совместная работа психолога и логопеда по формированию словаря у детей с ЗПР

Богданова И.В.

Педагог-психолог I квалификационной категории 

МАДОУ «Детский сад №370»

Проскурина С.В.

Учитель-логопед I квалификационной категории 

МАДОУ «Детский сад №370»  

г. Пермь, Россия 

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР

 (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В последнее время в практике работы ДОУ отмечается тенденция увеличения числа детей старшего дошкольного возраста с  задержкой речевого развития. Особенность этих детей состоит в том, что данное нарушение носит вторичный характер, а первичным является наличие у них задержки психического развития (ЗПР).

Увеличение количества детей с задержкой речевого и психического развития делает актуальным проведение в ДОУ комплексной коррекционной работы педагога-психолога и учителя – логопеда. Без коррекции высших психических функций, в первую очередь мышления, эффективность логопедической работы над лексико-грамматическим строем речи ребёнка с ЗПР будет недостаточно эффективной. Из этого следует, что необходима совместная работа логопеда и психолога по формированию словаря данной группы детей в направлении не только увеличения количества слов. Такая работа не будет эффективной, т.к. у детей с ЗПР, как правило, имеются нарушения в развитии всех видов памяти и внимания.  Поэтому основное направление нашей работы состоит в качественном изменении состава словаря, т.е. в углублении понимания смысла слов и развитии и развитии высших психических функций.

У детей с ЗПР нарушения формирования лексики имеют свои особенности: ограничение словарного запаса, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов.  Также для таких детей характерны большая степень немотивированности словесных ассоциаций, ограниченное количество смысловых связей слова, трудности группировки слов, свидетельствующие о неточном понимании их значений, трудности выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов.  Вместе с тем у детей с ЗПР отстает и развитие словесно-логического мышления. Это связано как с недостатками речевого развития (прежде всего с несформированностью обобщающей функции слова),  так и с неразвитыми мыслительными операциями (анализом, синтезом, абстракцией, обобщением, сравнением, классификацией).

Таким образом, совместная работа по формированию словаря у детей с ЗПР ведётся нами в двух направлениях: расширение объёма (т.е. формирование семантических полей через развитие ассоциаций) и качества (уточнение значений слов через развитие мыслительных (логических) операций) словаря.

В работе по формированию семантических полей мы опираемся на труды Л.С.Выготского. Он подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. По мнению Л.С.Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А.Р.Лурия). За каждым словом стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка – крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка – молоко - мышка), и понятийные связи (кошка – домашнее животное). Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется семантическим полем [1, с. 25].

Наличие семантического поля и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если  мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди семантического поля.

Для развития словаря, его обогащения, осмысления семантических связей между словами мы  используем специально подобранные упражнения с родственными словами, ассоциативную методику, привлечение детей к активному участию в процессе словообразования. В процессе работы над словом мы придерживаемся определённого алгоритма.

1. Предварительный подбор родственных слов. Выбранные слова должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастному, интеллектуальному и речевому развитию.

2. Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение. Чтение слов с установкой на запоминание. Акцентируется внимание на общую звуковую часть, после чего проясняется смысловая общность слов. Припоминание детьми родственных слов, составление каждым ребёнком предложений с одним из прилагаемых слов.

3. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы. Чтение родственных слов с установкой на выделение главного слова.

4. Исключение лишнего слова из группы родственных слов. Установка на отыскание, запоминание слова, иногда похожего по звучанию, но обязательно не подходящего по смыслу ко всем остальным словам.

5. Группировка слов в разные родственные группы («семьи»).

6. Образование родственных слов (по образцу и примеру педагога).

7. Образование родственных слов (по опорным схемам).

8. Самостоятельное образование родственных слов.

Примеры упражнений на формирование семантических полей приведены нами в Приложении 1.

Для развития мыслительных операций с целью уточнения значений слов мы используем упражнения на развитие вербальных ассоциаций, нахождение сходства и отличий между предметами, узнавание предметов по их описанию, поиск «лишних» слов, выявление логических связей и закономерностей.  Примеры упражнений в рамках этого направления работы приведены в Приложении 2.

Нами замечено, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР часто испытывают трудности при классификации слов на основе семантических признаков. Например, в задании «назвать лишне слово из серии медведь, собака, ложка» они могут назвать лишним слово «медведь», т.к. «это всё дома, а медведь в лесу». В своей работе мы стараемся сформировать у ребёнка мотивацию понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или явление, чтобы он мог усвоить данное слово и затем правильно использовать его в своей речи.

В ходе работы мы отмечаем:

1) увеличение активного и пассивного словаря детей,

2) появление способности к спонтанному развитию словаря,

3) улучшение отбора и оперирования языковыми знаками в процессе коррекционной работы,

4) укорочение сроков работы по введению звука в самостоятельную речь ребёнка.

Всё это вместе взятое оказывает положительное влияние на развитие других психических процессов: внимания, памяти, восприятия, повышает познавательную активность детей и уровень логического мышления.

 

Литература

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов – на – Дону: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Игры и упражнения с родственными словами. – М., Центр педагогического образования, 2009.

Приложение 1

В качестве примера мы приводим упражнения из разработанного нами занятия по подбору родственных слов по теме «Сад» (садик, садовый, сажать, садовник, саженец, пересаживать, садовод, палисадник, садоводство, рассада, посадочный). Предлагаемые упражнения рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.  

Упражнение «Узнай слово по его описанию».

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.

Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.

- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад.- Человек, который ухаживает за садом. Садовник.- Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада.- Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец.- Инструменты, которыми работают в саду. Садовые.- Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик.- Человек, который разводит сады. Садовод.

Упражнение «Четвёртый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.

Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать - палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.

Приложение 2

Упражнение «Найди отличия»

На все лексические темы, используемые в совместной работе логопеда и психолога, нами составлена картотека заданий по нахождению отличий.

Например: найди отличия между картинками, на которых изображены лимон и апельсин, свекла и редиска, лиса и белка, гусь и утка, весна и осень, чашка и стакан, ваза и кувшин и т.д.

Игра «Теремок»

Детям раздаются картинки из одной лексической темы, например, тема «Посуда»: чайник, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода и т.д. Затем детям объясняют, что сейчас нужно поселиться в теремок, но остаться там жить может только тот, кто найдёт общие черты между ним и жителем теремка.  Игра начинается со слов: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок. И поселился в этом теремке чайник. Сидит, пыхтит и видит в окно – катится по полю чашка». К теремку подходит ребёнок с картинкой чашки и спрашивает: «Кто – кто в тереме живёт, кто-кто в невысоком живёт. Можно с тобой жить?». Чайник отвечает: «Можно, если ты назовёшь, чем на меня похожа». Чашка может ответить, например: «У тебя есть ручка и у меня есть ручка» (варианты ответов могут быть разные: дети могут найти сходство по цвету, размеру, материалу, из которого сделан предмет, и т.д. ). Чайник отвечает: «Ну тогда заходи». Точно так же в домик заселяются остальные предметы, если они правильно называют своё сходство с предыдущим предметом.

Упражнение «Разложи картинки по сходству»

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова, колос. Детям раздаются картинки: кофта, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»; стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колос»). У каждого ребёнка по одной – две картинки. Детям предлагается положить свою картинку к одной из четырёх картинок на доске и объяснить, почему они положили именно так.  

Категория: Мои статьи | Добавил: Psyholog (21.07.2013)
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Block content


Copyright MyCorp © 2024