Анютка - незабудка

Персональный сайт детского психолога 
Ирины Богдановой
Меню сайта
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в комплексной работе с детьми

Богданова И.В.

педагог-психолог I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Проскурина С.В.

учитель-логопед I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

г. Пермь, Россия

 

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в комплексной работе  с детьми, имеющими отклонения в речевом и познавательном развитии 

(из опыта работы)

Ещё Л.С.Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих  логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога ДОУ в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание коррекционной работы должно обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Поэтому уже второй год в рамках МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми нами реализуется  проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в комплексной работе  с детьми, имеющими отклонения в речевом и познавательном развитии».

Целью проекта является  создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности,  стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Первоначальным этапом работы стало определение методической базы, на которую мы планируем опираться в ходе реализации проекта.  При выделении критерия формирования группы детей, участвующих в проекте,  мы приняли решение, что первичным для организации коррекционно-развивающей работы мы будем считать дефект речи и звукопроизношения.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу о недостаточной методической разработанности вопроса организации совместной работы психолога и логопеда в рамках ДОУ.  Также в настоящее время имеются расхождения в понимании формы организации интегрированной работы специалистов. В современной периодической печати, в частности, в журналах «Логопед в детском саду», «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и др., взаимодействие логопеда и психолога основывается на проведении интегрированных, т.е. совместных занятий с детьми. Все конспекты построены таким образом, что есть реплики и задания логопеда, а есть части занятия, которые проводит психолог. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми.

Плюсом подобной формы организации работы является то, что логопед на протяжении всего занятия контролирует звукопроизношение, а психолог в это время работает над развитием познавательных процессов.  Но есть и существенный минус – нерациональное расходование рабочего времени специалистов.

Другой подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале. Т.е. какие-то упражнения проводит логопед, а какие-то психолог, но с учётом лексического материала, предложенного логопедом. Преимуществом такого подхода является более рациональное использование рабочего времени специалистов.

Мы выбрали вариант параллельной работы психолога и логопеда на одном лексическом материале с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий. Разделение функциональных обязанностей педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации проекта мы представили в виде таблицы в Приложении 1.

Следующим этапом нашей работы по проекту  было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В нашей картотеке есть задания на автоматизацию звуков [Л’], [С] [С’] [З] [Ш] [Р] [Р’] и др. В качестве примера приведем задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л].

Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».  

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений.  Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Во время коррекционно-развивающей работы нами активно используются пословицы и поговорки на определенный звук. Например, для автоматизации звука [Л] можно использовать такие пословицы, как «Где много слов, там мало дела»;  «Кто смел, тот и цел»; «Ловит волк, да ловят и волка»;  «Золото не станет золотом, пока не побывает под молотом»; «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал!» и другие. Пословицы можно использовать, например,  в игре «Пароль», направленной на развитие произвольной слуховой памяти.

Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.

В ходе реализации проекта мы также используем игры и упражнения, разработанные А.Л.Сиротюк (перекрестные движения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, кинезиологические комплексы). Данные упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Нейрофизиологами доказано, что при регулярном выпол­нении данного комплекса упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций [2].

 Конечная цель реализации нашего проекта – это автоматизация навыка звукопроизношения и развитие познавательных процессов. Процесс автоматизации связан с развитием функций мозжечка. Для улучшения мозжечковых функций нейропсихологии предлагают использовать два метода: непосредственное стимулирование мозжечка через вестибулярный аппарат и улучшение функциональных возможностей мозжечка за счет тренировки чувства ритма [1]. Для тренировки чувства ритма мы стали использовать музыкальные пальчиковые игры, разработанные и записанные Екатериной Железновой.

В ходе работы мы заметили, что застенчивые дети (особенно мальчики) музыкальные пальчиковые игры выполняют активнее, чем простые пальчиковые упражнения. Родители удивляются, когда видят, что их дети поют, потому что первоначально на индивидуальной консультации мамы говорили, что «мой сын точно петь не будет». Например, на интегрированном занятии «Прогулка Колобка в осеннем лесу», посвящённом автоматизации звука [Л], мы использовали в качестве физкультминутки музыкальную пальчиковую игру «Тук-тук». В качестве примера в Приложении 2 мы приводим конспект этого интегрированного занятия.

Уже первый опыт совместной работы логопеда и психолога по коррекции у детей старшего дошкольного возраста отклонений в  развитии речевой и  познавательной сфер показал эффективность подобной работы. В дальнейшем в ходе реализации проекта мы планируем разработать серию интегрированных занятий по мотивам русских народных сказок, направленных на автоматизацию основных звуков и развитие познавательных процессов.

 

Литература:

1.     Ефимов И.О. ProРечь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей. – СПб., 2009.

2.     Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Приложение 1

 

Направления деятельности

педагога-психолога

Направления деятельности

учителя-логопеда

Диагностика

Подбор психодиагностических методик. Психологическая диагностика детей. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление психолого–педагогических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Углубленное логопедическое обследование детей старшей и подготовительной группы. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: информирование по итогам диагностики; представление логопедических рекомендаций; применение рекомендаций в собственной деятельности; разработка коррекционной  работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с логопедом. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Составление графика работы, согласование его с психологом. Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы. Изучение медицинских карт.

Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

Анализ и обсуждение результатов диагностики.

Комплектование группы детей, участвующих в проекте.

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа

Разработка программы работы с учётом коррекционной работы, проводимой на логопункте. Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной и эмоцонально-личностной сфер.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ. Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Проведение консультаций, практикумов. Оформление информационно - методических выставок и уголков. Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.

Проведение комплексных консультаций для родителей по предварительной записи.

Диагностика

Диагностика результативности коррекционно – развивающего процесса за прошедший учебный год

Проведение итогового

психолого – медико - педагогического консилиума

Анализ результатов диагностики коррекционно-развивающей работы за учебный год.

 

Приложение 2

Конспект интегрированного занятия

 «Прогулка Колобка в осеннем лесу»

Цель: отработка модели комплексной коррекции речевых и психических нарушений у детей подготовительной к школе группы.

Задачи: автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, спонтанной речи; развитие артикуляционного аппарата; развитие элементов логического мышления: закрепление умения классифицировать предметы, отгадывать загадки; совершенствование мелкой и общей моторики.

Оборудование и материалы: магнитофон, диск "Пальчиковые игры”, серия «Музыкальные обучалочки» (автор – Е.Железнова), нарисованные герои сказки «Колобок», картинки к заданиям «Четвёртый лишний» и «Расположи по размеру», выложенная из линолеума дорожка, раздаточные материалы – листы для обведения картинок по точкам, цветные карандаши – жёлтый и зелёный на каждого ребёнка, непрозрачный тканевый мешочек.

Организация работы. Занятие проводится одновременно учителем-логопедом и педагогом-психологом с группой детей 6 лет (5 человек), нуждающихся в автоматизации звука [Л] и коррекции развития словесно-логического мышления.

Ход занятия

Психолог предлагает детям рассказать сказку «Колобок» на новый лад. Начало сказки («Жили-были дед и баба….» До того момента, как бабка решила испечь колобка).

Логопед: «Поможем бабке испечь колобка?»

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

Колобка мы испечём.

Остудили (дыхание через нос)

На окно положили.

Колобок лежал-лежал,

Да и в лес убежал.

Психолог: «Давайте поможем колобку преодолеть все препятствия в сказочном лесу. Но для этого нам надо запомнить пароль: Кто ничего не начал, тот ничего не сделал». В трудных ситуациях он нам пригодится. (Дети разучивают пароль, психолог проверяет, все ли дети его запомнили).  

Логопед проводит артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы у нас всё получилось, давайте улыбнёмся (упражнение «Лягушка»). К прогулке нужно как следует подготовиться – сытно позавтракать. Давайте напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнения «Месим тесто» и «Блинчики»). К блинам возьмём с  собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Проверим, готовы ли у нас чашечки для чая (упражнение «Чашка»). Чистим зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправляемся на прогулку в осенний лес. 

Психолог: «Ребята, а вы пароль помните?» [Вспоминаем пароль].

Дети идут с логопедом под музыку по выложенной дорожке. В руках у психолога появляется заяц.

Психолог с изображением зайца в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Логопед с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Заяц: «Тогда скажите пароль». [Дети говорят]

Заяц: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Игра «Доскажи словечко»

Ёлочка, ёлочка, колкая… (иголочка).

А возле этой ёлки бродили злые… (волки).

На ветке не птичка – зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка. Кто же это? … (белка).

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

Всё время стучим, деревья долбим.

Но их не калечим, а только лечим. (Дятлы)

Не вода, не суша - на лодке не переплывешь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила, а зовут её… (пчела).

Заяц: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Дети идут дальше по дорожкам под музыку.

Психолог с изображением волка в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Логопед с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Волк: «Тогда скажите пароль». [Дети говорят]

Волк: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Упражнение «Четвёртый лишний»

Сейчас мы поиграем в мою любимую игру. Смотрите внимательно на картинки. В каждой рамке найдите одну картинку, в названии которой нет звука [Л]. Объясните, что объединяет картинки в общей рамке (одежда, транспорт и т.д.). Перечислите все слова со звуком [Л], чётко выделяя его голосом.

Волк: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Дети идут дальше по дорожкам под музыку.

Психолог с изображением медведя в руках:

«Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Логопед с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Медведь: «Тогда скажите пароль». [Дети говорят].

Медведь: «Я вас отпущу, если выполните моё задание. Мне в берлогу листьев намело. Поможете мне собрать листочки?»

Упражнение «Обведи по точкам»

Задание: кленовые листочки обвести зелёным карандашом, а дубовые жёлтым.

Медведь: «Устали ребята, пора вам подвигаться, а я спать пойду»

Проводится динамическая пауза под песню «Тук-тук» (трек №9 с диска Е.Железновой):

Тук, тук, туки, ток, бьет кулак, как молоток – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, застучали две руки – 2 раза.

Тук, тук, туки, ток, застучал мой каблучок – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, застучали каблучки – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, две ноги и две руки – 2 раза.

Психолог с изображением лисы в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Логопед с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Лиса: «Тогда скажите пароль». [Дети говорят]

Лиса: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Упражнение «Животные в лесу»

Детям показываются картинки с изображениями животных, в названиях которых есть звук [Л]. Психолог задает вопросы и задания по картинкам: Перечислите животных, которых мы можем встретить у нас в лесу. Перечислите всех диких животных. Кто из животных живёт в жарких странах? Перечислите животных от самого большого к самому маленькому. Перечислите животных от самого маленького к самому большому.

Лиса: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Психолог и логопед подводят итоги – как правильно должен располагаться язык,  чтобы правильно произносить звук [Л], какие задания выполняли: отгадывали загадки, находили лишний предмет, учились называть одним словом предметы.

Психолог: «И последняя игра, в которую мы поиграем, называется «Да и нет». Психолог показывает детям мешочек, в котором что-то лежит. Дети должны задавать вопросы, на которые психолог отвечает только либо «Да», либо «Нет». Дети должны догадаться, что лежит в мешке. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Psyholog (21.07.2013)
Просмотров: 7332 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergsok  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>спектр никс</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
...
Block content


Copyright MyCorp © 2024